Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе

Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе

14 января 2016, 12:00 am
Опубликовано в Симон Надежда Андреевна
Прочитано 3510 раз

 

 

Тема: «Революция 1917 года в истории России и ее отражение в творчестве поэтов и писателей 20-х годов».

 

Цель:  сформировать представление о двух  революциях 1917 года как ключевых событиях  XX века в истории России через литературу 20-х годов.

Задачи:

1. Обобщить знания уч-ся о причинах, основных событиях и значении двух российских революций 1917 года. Выяснить, как отнеслись ведущие писатели к февральской и Октябрьской революциям; выявить причины неприятия интеллигенцией Октябрьской революции.

2. Познакомиться со следующими литературными произведениями: «Интеллигенция и революция» А. Блока, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. А. Бунина. Раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе. Показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. На основе анализа текстов помочь уч-ся почувствовать особенности данной исторической эпохи.

3. Развивающие: развитие речи, творческих способностей, расширение кругозора учащихся, умения наблюдать, выделять существенные признаки, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Оборудование: презентация, портреты писателей и поэтов Серебряного века, М.Горького, И. Бунина, подборка стихотворений и художественных текстов представленных поэтов и писателей, учебные фильмы, посвященные двум революциям 1917 года.

 

Виды познавательной деятельности:

 

1.      Вид деятельности со словесной (знаковой) основой:

·        слушание объяснений учителя;

·        слушание и анализ выступлений своих товарищей;

·        самостоятельная работа с учебником и художественной литературой;

·        написание докладов и сообщений;

·        отбор и сравнение материалов по нескольким источникам;

·        систематизация учебного материала.

2.      Вид деятельности на основе восприятия элементов действительности:

·        наблюдение за демонстрациями учителя;

·        просмотр учебных фильмов и презентаций;

·        анализ проблемных ситуаций.

3.      Вид деятельности с практической основой:

·        Работа со схемами;

·        Работа с раздаточным материалом;

 

Методы и приемы:

1.      Словесные: рассказ, объяснение, работа с научной и художественной литературой, беседа.

2.      Наглядные методы(иллюстрации и демонстрации): просмотр учебных фильмов и презентаций, портреты писателей.

3.      Практические методы обучения: устные упражнения и творческие работы, то есть написание докладов, сообщений, составление таблиц.

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                               а )осмысление нравственного опыта предшествующих поколений;                                                                                                   б)формирование познавательных интересов, направленных на изучение социальных явлений, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать процессы, происходящие в обществе).

Познавательные          

а) владение умениями работать с учебной и художественной  литературой  (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы);                       

 б) умение обнаруживать причинно-следственные связи в историческом процессе;                                                                 

 в) использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях;                         

 г) способность решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Регулятивные                                       

 а) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;                                                                      

Коммуникативные                                                                              

а) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;                                                                      

 б) умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение.                                

Предметные                                                                                 

а)систематизация  информации из различных исторических и художественных источников;                                         

б) овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основе для миропонимания и познания современного общества;                        

Метапредметные связи: литература, информационные технологии (составление презентаций), ИЗО (портреты писателей и поэтов).

Оборудование: карта «Россия в 1917 г.,», учебник «История России. XXвек», хрестоматия по истории России; компьютер; интернет-ресурсы; произведения писателей и поэтов 20-х годов, презентация к уроку, учебные видеофильмы.

Формы работы:индивидуальная, групповая, фронтальная.

 

Ход урока.

 

Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть

в твои зрачки?

О.Э. Мандельштам

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвёздный

Беспечный брошен человек!

 

Двадцатый век… Ещё бездомней.

Ещё страшнее жизни мгла…

                                     

 

I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, давайте обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока. Какие ассоциации вызывают у вас эти строки?

- Как вы думаете, к какому историческому периоду могут относиться эти слова?  

-Как бы вы оценили то время, о котором пишет О.Э. Мандельштам? Какие возникают ассоциации?

-Ребята, как вы думаете, как связаны между собой две науки: история и литература?  

 (Ученики дают свои варианты ответов).

 - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы приступаем к изучению интересного периода в истории нашей страны. Тема нашего урока «Революция 1917 года в истории России и ее отражение в творчестве поэтов и писателей 20-х годов». Разобраться в этой не совсем легкой теме нам помогут  как раз  история и литература. Вы знаете, что литература тесно связана со всеми сферами человеческой жизни, поэтому можно выделить факторы, влияющие на литературный процесс.

- Как вы думаете, что может повлиять на литературу?

 (Исторические события, экономическая ситуация, авторские  представления о человеке, его сущности, его отношениях к окружающему миру, другим людям, ценностям).

- Таким образом, о чем писать (темы, проблемы, характер конфликтов), как писать (жанр, средства поэтики) и о ком писать (тип героя) диктует время и общественная обстановка в стране и мире. Давайте вспомним из истории, какова была внешнеполитическая обстановка.

- Какие важные политические и исторические события происходили в России? (Россия пережила 3 революции: 1905г., Февральская и Октябрьская 1917г. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Гражданскую война).  Составление схемы.

II. Анализ исторической обстановки в России в конце 19 – начале 20 века. Литературной ситуации 20-х годов. Слово учителя:

- Долгие годы образ Октября 1917 года, определявший характер освещения литературного процесса в 20-е годы, был весьма одноплановым, упрощенным. Он был монументально героическим, односторонне политизированным. Сейчас читатели знают, что помимо «революции – праздника трудящихся и угнетенных» существовал и иной образ: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя».Известный литературовед Е.Книпович вспоминала: « Когда меня спрашивают сейчас, как я могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг». Ноги мокрые от прохудившихся подметок, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю ширину света. Но восторг этот не был всеобщим. Не надо думать также, что те, которые были по существу частью происходящей действительности и верили друг другу, не спорили между собой. Их спор – это знак времени, это знак творческих возможностей, тех поднятых революцией сил, которые хотели себя осуществить, утвердить свои взгляды. Свое понимание строящейся советской культуры».Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20-х годов.

Выступление докладчика на тему: «Общая характеристика литературного процессаконца 19 – начала 20 века». Демонстрация презентации на данную тему:

О том, как воспринималось и оценивалось это время можно судить по названиям популярных тогда философских книг: «Вырождение» (Макс Нордау, 1896), «Закат Европы» (Отто Шпенглер, 1918 – 1922).Появляется так называемая «философия пессимизма», у истоков которой стоял А. Шопенгауэр. Он писал: «Мир порождён некой слепой волей, которая непредсказуема. Сущность мира – страдание».Макс Нордау («Вырождение») говорил: «Целый период истории, видимо, подходит к концу и начинается новый. И все традиции подорваны и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…».Поэт и философ Д.С. Мережковский ещё в 1893 г. в работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».

Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей, направлений, течений. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф. Ницше с его обличением христианства как помехи на пути личности к её сверхчеловеческому состоянию «с переоценкой ценностей», его учением «о воле и свободе», с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»). то есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо богочеловека нужен новый «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль.

Золотой и Серебряный век русской культуры. Подъём общественных и духовных интересов, который начался  с середины 90-х гг. и проявился в области философии, литературы, изобразительных искусств, музыки, театра, балета позволил современникам говорить о «духовном возрождении» России, о наступившем Серебряном веке русской культуры.Если следовать знаменитой формуле А. Григорьева «Пушкин – наше всё!», то и этимологию устоявшегося сочетания СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК (С.В.)стоит поискать именно в этом классическом периоде, который называли пушкинской эпохой или ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ русской литературы. Однако, в отличие от него, С.В. не может быт назван чьим-то одним – пусть даже великим – именем; его поэтику решительно невозможно свести к творчеству одного, двух или даже нескольких мастеров слова. В том-то и особенность данного периода, что в нем жили и творили поэты, представляющие многие литературные течения, исповедующие разные поэтические принципы. Иногда они затевали яростную полемику, предлагая различные способы постижения бытия. Но каждый их них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.Важно уяснить, что речь идёт именно о явлении русской культуры, основанной на глубинном единстве всех её творцов. С.В. – не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России, эпоха, отмеченная необычайным творческим подъёмом не только в поэзии, но и в живописи, музыке, театральном искусстве, в гуманитарных и естественных науках. В тот же период бурно развивается русская философская мысль: достаточно назвать В. Соловьева, П. Флоренского, Н Бердяева, Е. и С.Трубецких.

К этому списку можно добавить имена ученых, чьи достижения дали заметный толчок к  дальнейшему развитию науки – А. Попов, И. Павлов, С. Вавилов.Настроение всеобщего культурного подъёма нашло глубокое, проникновенное отражение в творчестве композиторов – С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.Принципиально изменились способы воспроизведения художников. М. Врубель, И. Репин, М. Нестеров, В. Борисов-Мусатов, К. Перов-Водкин создали полотна, говорившие с публикой на новом языке.На сцене творили В. Комиссаржевская, Вас. Качалов, Ф. Шаляпин, А. Павлова; К. Станиславский создал современный репертуарный театр, позже блистал Вс. Мейерхольд.Человеку неуютно, тревожно жить в мелькающих обстоятельствах.В литературе рассказы выходят на первый план: людям «некогда» писать и читать большие по объему произведения.

Модернизм и реализм.Все это не могло не отразиться на литературе. Для эпохи рубежа XIX – XX веков характерны переход от классической художественности к неклассической, взаимодействие реализма и модернизма.Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать тип новой культуры. Откровенная ставка на предвосхищение грядущего или даже на преображение мира средствами искусства был чужда реалистам. Нои, однако, отразили внутреннее человеческое влечение к гармонии, к красоте, к созидательному чувству.Применительно к данному периоду литературы употребляется два термина: «декаданс» и «модернизм», которые не следует путать.

Термином «декаданс» («декадентство»),  (от лат. «упадок») принято называть явление в культуре конца XIX – начала XX веков, характеризующееся оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождавшимся нередко эстетизацией греха и порока. Декаданс был вызван состоянием безнадёжности, неприятия общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.Термин «модернизм» (от франц. «новейший, современный») в широком смысле представляет собой общее обозначение явлений искусства и литературы XX века, отошедших от традиций внешнего подобия. Основой чертой методологии модернизма в различных течениях искусства является метафорическое построение образа по принципу ответвленной ассоциативности, свободного соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых настроений.По отношению к поэзии модернизм воплотился «в систему относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим восприятием, преобладанием мотива утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнуто в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций» (Эстетика. Словарь. – М., 1989. С. 210-211). Русский модернизм был представлен разными литературными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом. Некоторые художники слова, организованно не связанные с этими объединениями, внутренне тяготели к опыту одного из них (М. Волошин, И. Анненский и др.).В острой полемике эти течения сменяли друг друга. Тем не менее, это движение опиралось на общую основу. В деятельности любого творческого союза так или иначе казалось стремление к предвосхищению идеальной культуры или даже к духовной перестройке мира (что было чуждо реализму).  А теперь обратимся к каждому течению в отдельности и составим таблицу, чтобы можно было сравнить их между собой.

           Учитель:- Мучительный вопрос: «Принимать или не принимать революцию?» – стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему. Но боль за судьбу России слышится в произведениях многих авторов:

Рыдай, огневая стихия, 
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия – 
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, – 
Струят крылорукие духи 
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда, в ураганы огней,
В грома серафических пений, 
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез – 
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна, 
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно, 
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия, 
Безумствуй, сжигая меня, 
Россия, Россия, Россия – 
Мессия грядущего дня.

 Это стихотворение Андрея Белого было написано в 1917 году. Оно как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране, в творчестве. Просмотр учебного видео «Февральская и Октябрьская революции 1917года».                                           -  ---  

- Ребят, скажите, пожалуйста, в каких произведениях художественной литературы нашло  отражение это историческое событие? Как же приняли революцию многие поэты и писатели? (предполагаемые ответы учащихся).

 

III. Работа по группам. Задание распределяется по группам: Iгруппа  готовит сообщение по творчеству А. Блока, используя цитаты из его произведений: «Интеллигенция и революция», поэма «Двенадцать».  IIгруппа изучает творчество данного периода М. Горького («Несвоевременные мысли»),   IIIгруппа доказывает  цитатами из «Окаянных дней» отношение  И. Бунина к революции.  IV группа работает с творчеством поэтов(Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Гумилев).

     Учитель: А. Блок принял революцию как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию. Какой образ принимала революция в романтическом представлении Блока?

       Сообщение Iгруппы:Революция в романтическом представлении Блока – вихрь, буря; «она сродни природе»: «Что же вы думали? Что революция – идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ – паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так бескровно и так безболезненно и разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью, между «образованными» и «необразованными», между интеллигенцией и народом?).

        Учитель:- В каких строках вы чувствуете революционный оптимизм Блока? (предполагаемые ответы учащихся: у Блока свой оптимизм, оптимизм «человека культуры». В статье он пишет: «В том потоке мыслей и предчувствий, которые захватили меня 10 лет назад, было смешанное чувство России: тоска, ужас, покаяние, надежда». Революция – возмездие по отношению к прошлому. Но в том-то и дело, что смысл революции, её суть – в устремленности в неведомое будущее, потому-то ужас, покаяние, тоска перекрываются надеждой на лучшее. «Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано. Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». «Россия – большой корабль, которому суждено большое плаванье»).

        Сообщение IIгруппы.В своей книге «Несвоевременные мысли»  многим известный Горький как «буревестник революции» предстает совершенно в ином облике – критика Ленина, обличителя революции, советской власти, предсказателя грядущих народных бедствий. В статье «К демократии» от 7 (20) ноября 1917 года читаем: «Советская власть снова придушила несколько газет, враждебных ей. Бесполезно говорить, что такой прием борьбы с врагами – не честен; бесполезно напоминать, что при монархии порядочные люди единодушно считали закрытие газет делом подлым; бесполезно, ибо понятия о честности и нечестности, очевидно, вне компетенции и вне интересов власти, безумно уверенной, что она может создать новую государственность на старой основе – произволе и насилии». «Вообразив себя Наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России, – русский народ заплатит за это озерами крови». От статьи к статье полемика Горького с большевиками становится всё более открытой, переходящая к резкой форме. Он пишет: «Я верю, что разум рабочего класса, его осознание своих исторических задач скоро откроет пролетариату глаза на всю несбыточность обещаний Ленина, на всю глубину его безумия и его Нечаевско – Бакунинский анархизм». «Рабочий класс для Ленина то же, что для металлиста руда… Он работает как химик в лаборатории, с тою разницей, что химик пользуется мертвой материей, но его работа дает ценный для жизни результат, а Ленин работает над живым материалом и ведет к гибели революцию».

            Учитель: -Какова же главная цель революции, по мнению Горького?

(предполагаемые ответы учащихся:главная цель революции, по мнению Горького, нравственная – превратить в личность вчерашнего раба. А в действительности, как с горечью пишет автор, октябрьский переворот не только не принес «в себе признаков духовного возрождения человека, но, напротив, спровоцировал выброс самых тёмных, самых низменных – зоологических инстинктов. «Что же нового даёт революция, как изменяет она звериный русский быт, много ли света вносит она во тьму народной жизни?» - спрашивает Горький. И отвечает: «За время революции насчитывается уже до 10 тысяч «самосудов». Вот как судит демократия своих грешников». Далее он приводит эпизод, когда толпа, избившая пойманного вора, устроила голосование; какой смертью казнить вора: утопить или застрелить?». И если первоначально Горький пытался воспринять революцию как возмездие бывшему господствующему классу. Он пишет: «Теперь мы все должны пережить мучительное и суровое возмездие за грехи прошлого – за нашу азиатскую косность, за эту пассивность, с которой мы терпели насилие над нами». Но видя, как всё более расширяется кампания безудержного красного террора, он теряет оптимизм революционера. Он пишет: «Всё, что заключает в себе жестокость или безрассудство, всегда найдет доступ к чувствам невежды и дикаря. Недавно матрос Железняков, переводя свирепые речи своих вождей на простецкий язык человека массы, сказал, что для благополучия русского народа можно убить и миллион людей»).

          Учитель: - Да, «атмосфера безнаказанных преступлений» не способствует воспитанию гражданина. И Горький первым разглядел сущность трагедии в вытеснении культуры политикой, в превращении культуры в средство политической деятельности и классовой борьбы. Вслушайтесь в его слова: «Истинная суть и смысл культуры – в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать. Нужно научиться ненавидеть страдание, только тогда мы уничтожим его. Нужно научиться хоть немножко любить человека, такого, каков он есть, и нужно страстно любить человека, каким он будет». В этих словах мы слышим не только романтизм, но и гуманизм защитника свободы мысли и культуры – Максима Горького.

           -Мы переходим к творчеству следующего писателя. Докажите цитатами из «Окаянных дней», что Бунин не принял революционные преобразования.

          Сообщение IIIгруппы.  (ответы учащихся, чтение цитат «… сатана Каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода … до …. В человеке просыпается обезьяна….»,  «Блок слышит Россию и революцию, как ветер… О словоблуды! Реки крови, море слез, а им все нипочем»,  «Приехал Д. – бежал из Симферополя. Там говорит неописуемый ужас, солдаты и рабочие ходят прямо по колено в крови…». «Страшно равнодушны были к народу во время войны, преступно врали об его патриотическом подъёме, даже тогда, когда уже и младенец не мог не видеть, что народу война осточертела. Откуда это равнодушие? Между прочим, и от ужасно присущей нам беспечности, легкомысленности, непривычки и нежелания быть серьезными в самые серьёзные моменты. Подумать только, до чего беспечно, спустя рукава, даже празднично отнеслась вся Россия к началу революции, к величайшему во всей её истории событию, случившемуся во время величайшей в мире войны!»).

             Учитель: - Как же приняли  Октябрьскую революцию 1917 года поэты серебряного века?

 Сообщение IV группы:  В эмиграции оказалась и замечательная поэтесса Зинаида Гиппиус. Многие из вас это имя слышат впервые. Она привнесла в эмиграцию петербургскую атмосферу, воздух Серебряного века. Перед ней, как и перед Буниным, не стояло вопроса, уезжать или остаться. Еще в 1904 году она написала «электрические стихи», в которых выразила свое яростное неприятие российской действительности:

 

Чтение стихотворения учащимся.

                Все кругом.

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно-довольное, тайно-блудливое,

Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно-застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное, черное,

Изредка серое, в сером упорное,

Вечно-лежачее, дьявольски косное,

Трупно-холодное, жалко-ничтожное,

Непереносное, ложное, ложное!

                 Но жалоб не надо: что радости в плаче?

                 Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

Учитель:- В чем своеобразие этого стихотворения с точки зрения лингвистики? (Построено на определениях).

     - Перечитайте последние строчки. Какое чувство лирического героя выражено в них? (Надежда, оптимизм, вера в будущие перемены).

Учитель: -Но эти ожидания развеются в 1917 году. В стихотворении «14 декабры 17 года», посвященном своему мужу Дмитрию Мережковскому, поэту и философу, высота духа и благородство декабристов противопоставлены страшной реальности.

 

Чтение стихотворения одним из учащихся.

Простят ли чистые герои?

Мы их завет не сберегли.

Мы потеряли все святое:

И стыд души, и честь земли.

 

Рылеев, Трубецкой, Голицын!

Вы далеко, в стране иной...

Как вспыхнули бы ваши лица

Перед оплеванной Невой!

 

И вот из рва, из терпкой муки,

Где по дну вьется рабий дым,

Дрожа протягиваем руки

Мы к вашим саванам святым.

К одежде смертной прикоснуться,

Уста сухие приложить,

Чтоб умереть – или проснуться,

Но так не жить! Но так не жить!

      Жить в такой России невозможно. Поэтому в январе 1920 года Гиппиус и Мережковский покидают Родину.

     Гумилев считал себя поэтом, жил  литературой.

     И только в 20-ые годы Гумилев пристально всматривается в себя – не условного, романтического героя, а участника всего происходящего в стране. В стихотворении «Заблудившийся трамвай» уже сам рожденный поэтом образ заблудившегося трамвая, сошедшего с железного, раз и навсегда определенного пути, свидетельствует, что в глазах Гумилева его собственная жизнь и вообще жизнь сошли  с рельсов, что происходит что-то непонятное и страшное.

 

(Чтение стихотворения учащимися).

 

Шел по улице я незнакомой

И вдруг услышал вороний грай.

И звоны лютни, и дальние громы –

Передо мною летел трамвай.

 

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.

 

Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.

..........................................................

                                                            

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет.

 

Учитель:- Поэт и занят поисками этой Индии Духа, где можно обрести спокойствие, равновесие, почувствовать твердую почву, которая явно уходит из-под ног.  Две последующие строфы относятся не к прошлому и настоящему, а к будущему. Поэт как будто прозревает свою трагическую гибель.

 

 

Чтение  отрывка из стихотворения учащимися.

 

Вывеска ... кровью налитые буквы

Гласят – зеленная, - знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают

 

В красной рубашке, с лицом как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

 

Учитель:

     Последний год его жизни начинался обыкновенно. Он сочинял, был полон планов и надежд. Но 3 августа 1921  Гумилев был арестован органами ЧК, обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и 24 августа расстрелян вместе с еще шестьюдесятью привлеченными по этому делу. Ныне стало известно, что основанием для обвинения «послужили только никем не проверенные и не доказанные показания одного человека».

Во время выступления групп заполняется таблица.

Имя писателя

Отношение к революции

Причины неприятия

Послереволюционная судьба писателя

А.И. Куприн

 

 

 

И.А. Бунин

 

 

 

М.А. Горький

 

 

 

А.А. Блок

 

 

 

Д. Мережковский

 

 

 

З. Гиппиус

 

 

 

Л. Андреев

 

 

 

И.С. Шмелев

 

 

 

 

Учитель: - Такой вывод мы сделали, прослушав сообщения об отношении к революции известных поэтов и писателей.  Итогом нашего разговора по теме «Революция 1917 года в истории России и ее отражение в творчестве поэтов и писателей 20-х годов» станет стихотворение замечательного поэта Серебряного века Осипа Мандельштама:

Прославим, братья, сумерки свободы,

Великий сумеречный год!

В кипящие ночные воды

Опущен грузный лес тенет.

Восходишь ты в глухие годы,

О солнце, судия, народ! –

 

Прославим роковое бремя,

Которое в слезах народный вождь берет.

Прославим власти сумрачное бремя,

Ее невыносимый гнет.

В ком сердце есть – тот должен

Слышать, время,

Как твой корабль ко дну идет.

IV.Подведение итогов: оценки, домашнее задание по истории и литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените материал
(0 голосов)